на ком, на чём. Разг. Экспрес. Единственный, исключительный; таких больше нет.
[Нестрашный:] Вообразил, что лучше его нет людей и весь свет на нём клином сошёлся (М. Горький. Достигаев и другие).
на ком, на чём. Разг. Экспрес. Единственный, исключительный; таких больше нет.
[Нестрашный:] Вообразил, что лучше его нет людей и весь свет на нём клином сошёлся (М. Горький. Достигаев и другие).
на ком, на чём [для кого]
Установился окончательный и единственный, предельно узкий выбор чего-л. Имеется в виду, что для лица, группы лиц (Х) другое лицо, другая группа лиц (Y), предмет (Z), какое-л. увлечение, занятие (Р) являются самыми желаемыми; представляются незаменимыми при осуществлении каких-л. задач, намерений.
Говорится с неодобрением или с лёгким неодобрением. неформ. ✦ [Для Х-а] свет клином сошёлся на Y-е <Z-е, Р>.
неизм.
Часто с отриц.: свет клином не сошёлся.
В роли грамматич. основы предлож.
Порядок слов-компонентов нефиксир.
Всякое ещё будет в его жизни, а он вбил себе в голову, что на неказистой Тосе свет клином сошёлся. Б. Бедный, Девчата.- Видал? - спросил я Чудинова, протягивая ему бинокль. - Не на одной твоей Алисе свет клином сошёлся. Ты только погляди, как идёт! Л. Кассиль, Ход белой королевы.
Поутру капитана Сёмушкина опять вызвали в штаб. "Как будто на мне свет клином сошёлся", - в сердцах подумал он, шагая по хрустящей, как раздавленное стекло, наледи. В. Соколов, Вторжение.
- Отступать мы, правда, не думаем, - сказал Серпилин. - Но на нас свет клином не сошёлся, повидали, как у нас, поезжайте посмотрите, как у других. К. Симонов, Живые и мёртвые.
- Товарищ комкор, разрешите принять участие в атаке!.. - Для меня на вашей бригаде свет клином не сошёлся. Я не собираюсь оставаться здесь и командовать за вас. Обстановка может потребовать моего присутствия в других местах. К. Симонов, Товарищи по оружию.
Если она не ответит мне и на это письмо, то всё - вычеркну тогда её из своей личной жизни. Дам ей понять, что на ней свет клином не сошёлся <…>. В. Аксёнов, Апельсины из Марокко.
"Мамочка, где мои очки?!" Нина строго нахмурилась: "Чего психуешь? Можно подумать, свет клином на твоих очках сошёлся…" М. Чернёнок, Ставка на проигрыш.
[Фёдор Иванович:] <…> Марк - для него свет клином на музыке сошёлся <…>. В. Розов, Вечно живые.
Из двух мест я уже ушёл "по собственному желанию". Можно бы уйти и отсюда - на этом городе свет клином не сошёлся - но мне уже надоело скитаться. В. Войнович, Путём взаимной переписки.
В стенах Думы продаются книги. Понятно. Депутаты тянутся к свету <…>, для некоторых белый свет сошёлся клином на запредельно антисемитском сочинении Дэвида Дюка "Еврейский вопрос глазами американца". Автор, говорят, бывший лидер Ку-клукс-клана. Американский опыт, глядишь, и пригодится. НГ, 2001.
Мария Галина в том сборнике участия не принимала. Но, может быть, "забыли" не только Галину? Ведь вряд ли мир клином сошёлся на десятке "раскрученных" имён <…>. НГ, 2001.
культурологический комментарий:
"Оборот собственно русский. Слово клин употребляется здесь в значении "маленький участок земли малоземельного крестьянина"". (Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб., 2001. С. 518.)
фразеол. восходит к архетипическому представлению о белом свете как об окружающем мире, вселенной, а также к мифологическому противопоставлению светлого, солнечного мира живых тёмному царству мёртвых. Образ фразеол. в целом связан с архетипическим противопоставлением "своего", обжитого (клин) и "чужого", всеобщего (свет, мир) пространства, а также с противопоставлением "узкий - широкий".
Совокупность компонентов свет (белый свет, мир) сошёлся соотносится с пространственным кодом, обозначающим членение пространства; компонент клин - с пространственным и антропным, т. е. собственно человеческим, кодом культуры, т. к. является измерительной категорией в отношении деятельности человека на своём, принадлежащем ему, участке.
Образ фразеол. создаётся пространственной метафорой, с помощью которой подчёркивается несоизмеримость узкого, маленького участка земли и всего окружающего мира. В образе фразеол. клин выполняет роль эталона, т. е. меры, уменьшения, ограничения целого до части. В образ фразеол. также вкраплено олицетворение - приписывание природному объекту (свету, белому свету, миру) действия, присущего человеку (сошёлся).
Образ фразеол. отображает культурные установки, предписывающие возможность выбора, увеличения, расширения границ своего пространства. см. в фольклоре: На одном гвозде всего не повесишь; Свет-то не углом (клином) сошёлся, найдёшь себе место; На свету не на клину - места для всех будет; Не только свету, что в окне: на улицу выйдешь, больше увидишь; ср. также фразеол. один свет в окошке.
фразеол. в целом передаёт стереотипное представление о предельном сужении чьих-л. интересов, пристрастий, занятий до чего-л. одного, заменяющего всё остальное.
автор:
М. Л. Ковшова